Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

В точке апокалипсиса

Чайна Мьевиль, "Вокзал потерянных снов" (Perdido Street Station)

Perdido Street Station – это крепкий коктейль из сильных человеческих чувств на фоне урбанистического пейзажа, где краски сильно напоминают японские мультфильмы о кибер-гибридах, мутантах и всякой псевдочеловеческой нечисти. Kirkus характеризует произведение так: «Представьте, что вас унитаз засорился бриллиантами». И это похожая картина. Слабонервных просят не беспокоиться с первых строк, где затрагивается самая суть человеческого интима – главный герой предаётся любви с ксенийской барышней – существом с телом женщины и головотуловищем скарабея. Отменная близость приносит радость персонажам и отсеивает читателей сквозь сито эстетики.
 
Дальше – больше. Переделанные с помощью биомагии люди (и другие существа), разумные кактусы, водяные-гуманоиды, людептицы как воспоминание о Древнем Египте и, конечно же, венец романа – мотыльки, питающиеся чужим разумом. Ещё одно крайне симпатичное существо – Танцующий бог – паук Ткач, обитающий, как и мотыльки, сразу в нескольких измерениях. Посему поразить, а тем более уничтожить этих бестий представляется крайне затруднительным. И именно эту цель – а именно убиение крылатых вампиров - придётся преследовать главным героям романа.
 
Для тех читателей, кто привык к обусловленности и стереотипной простоте сюжета (всякая фабула укладывается в рамки заданных форм), Мьевиль мастерит ловушку за ловушкой. Для начала вам даже устроят свидание с инфернальной канцелярией, в свете (мраке) которого всё ниже следующее, весь супермегаполис Нью-Кробюзон и его окрестности (включая иные измерения), покажутся большим адом, нежели сама преисподняя. Быть может, вы узрите пророчество о мире вокруг книги. Возможно, вам покажется, что спасения нет. Но мир Мьевиля не подвержен распаду, и апокалипсис в нём – состояние перманентное. Герои могут лишь выбрать место для жизни, где им в меньшей степени придётся кривить душой и подвергаться гонениям. Похоже, здесь – это пустыня. Лишь там, если верить закону человекоптиц гаруд, существует нечто похожее, на наши традиционные заповеди.
 
Что хотел сказать Мьевиль всем своим романом? Возможно, просто нарисовал очаровывающее сознание полотно? Но откуда извлёк такую фантастическую силу реализма? Несомненно одно: «Perdido Street Station» - одно из произведений, дающих ключ и набор архетипов для нового времени. Как если бы, до сих пор длившись, оно началось сначала.
Tags: Книги
Subscribe

  • О правоте финалов

    "Блуда и МУДО" Иванова - просто слабо. Не с точки зрения языка, а с точки зрения идеи. Или даже наполненности, каковая включает язык и идею вместе…

  • Обманутые и голубые

    Читать "Гарри Поттера" совсем нетрудно и увлекательно. На последнем этапе он читается на одном дыхании. Но вот именно на последнем этапе так и…

  • Теодор Рошак, "Киномания" (Flicker)

    Своеобразная история кино, преподанная Рошаком, где сквозь ткань второсортных фильмов проглядывают следы раннехристианских культов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments