Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

Лабиринт Фавна

"Pan's Labyrinth", реж. Гильермо дель Торо

"Лабиринт Фавна", он же «Лабиринт Пана» (или Панов лабиринт) - реалистичная сказка Дель Торо, многим зрителям страшно симпатичная тем, что снята не для детей.  
 
Год 1944, Испания. Недавно завершилась Гражданская война, солдаты Франко истребляют повстанцев. В семье одного из истребителей пополнение: беременная жена с дочерью от предыдущего брака. Именно она и является главным персонажем, хотя образ центрального негодяя – её отчима – колоритностью не затмевает разве что высохшую ламию из смежного мира, куда девочка совершит вояж.
 
Рядом с домом, где обитает молодое семейство с военными и слугами, расположен древний каменный лабиринт. К чему он там – никто, похоже, не задумывается. Не до того. Только девочка Офелия со свойственной детям близорукостью в отношении военных драм разглядывает следы тайн – и, разумеется, оказывается в лабиринте, куда на рандеву с Паном приводит её «фея» - женщина-мотылёк, мимикрии ради принимающая образ богомолообразного насекомого. (Мог ли кто, кроме ребёнка, разглядеть в нём фею?)
 
Пан сообщает Офелии, что отныне жить ей придётся иначе, ибо время сна закончилось и пора вновь вспомнить о своей бессмертной душе – ведь именно Офелия является дочерью мифического Короля, царство которого охватывает (вмещает) весь сказочный мир. И, пожалуй, если девочка нынче не войдёт в уготованные ей чертоги, то состарится, как смертная, а, почив, положит конец существованию всего волшебного иномирия.
 
Чтобы зритель не расслаблялся, уповая на законный хэппи энд всех сказок, режиссёр скрещивает две сюжетные линии – реалистическую и сказочную – так, чтобы они резонировали друг с другом: в конце концов, именно наложение здешней реальности на иную даёт эффект уже не мифичности или сказочности происходящего, но – сакральности. Нет сомнений и в том, что поверхностный взгляд выхватит из фильма другое: историю о «маленьких фашистах», смысл жизни которых – слепое повиновение старшим по званию и угнетение младших, а также тех, кто вовсе без звания. Зато кино получает пропуск в мир больших «ДА». 

Хотя и несомненно то, что нарисованная картина в политическом отношении причастна того, что в тот или иной исторический период дети лишаются детства, гораздо интереснее здесь то, что подобный экстрим - когда существование в этом мире кажется невыносимым - заставляет открываться двери мира, дороги в который пролегают через мифы и сказки. Пройти этот путь могут лишь те из взрослых, которые сохранили в себе ребёнка. Одна из взрослых героинь фильма на вопрос о том, верит ли она в сказки, отвечает отрицательно, но замечает, что верила, будучи ребёнком. Такой ответ закономерен, ведь оттого, что веры в нас убывает, изменяется не объективная, но субъективная реальность. И потому "Панов лабиринт" заманчив для взрослого - подобная история напоминает ему о тайне, скрытой под спудом субъективной реальности.






Tags: Кино
Subscribe

  • Личные киновпечатления

    Лучшие фильмы, увиденные в 2007 году: Ален Корно, «Все утра мира» Константин Лопушанский, «Гадкие лебеди» Дейв МакКин, «Зеркальная маска»…

  • Про "Преступление и наказание" Светозарова

    Изъято главное - то, ради чего Достоевский роман писал: Евангелие. Получился обычный психодетектив. Кастрированная классика. Недавно попалось…

  • "Гадкие лебеди" Лопушанского

    Представьте, что в мире не осталось людей, кроме вас и персонажей из рекламных роликов типа "про Мезим". В одно прекрасное утро вы понимаете, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments