Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

Рецензия на ВГ в НГ

Уильям Блейк и «ящер-коркодел»

О ветхозаветных пророчествах и культе «подземного народа» – в одном журнале

Волшебная Гора. Традиция, религия, культура. № XIII. – М.: Волшебная Гора, 2007, 480 с.

Вышедший недавно в свет XIII выпуск «Волшебной Горы» и на этот раз затрагивает те аспекты традиционализма, о которых постоянно писал Рене Генон. Кстати, его биография в изложении французского историка Пьера Фейделя впервые печатается на русском языке именно в этом номере сборника.

Примечательным также является эссе нашего соотечественника, живущего в Торонто, Глеба Бутузова «Шестой Аркан, или Цена вечности». Оно посвящено последнему роману Михаила Булгакова. Похоже, это первая попытка полноценного рассмотрения теологических основ и символизма самого эзотерического произведения русской литературы.

В статье Веры Сердечной «Пророк как пророк» обосновывается идея параллелизма между некоторыми поэмами Уильяма Блейка и творениями ветхозаветных пророков. По мнению автора, Блейк буквально пишет свой вариант каждой из пророческих книг Ветхого Завета. Образность и сюжет «Книги Тэль» восходит к книге пророка Ионы, поэма «Видения дочерей Альбиона» усиливает проблематику книги пророка Наума и т.д. Этот параллелизм дает новые возможности прочтения не только Блейка, но и через него пророческих книг Ветхого Завета.

Сеанс шоковой психотерапии напоминает собой фрагмент из путевых записок русского путешественника середины XIX века Александра Уманца «Подворье синайского монастыря в Каире (фирман Мухаммеда)», точнее, сам фирман (указ). В этом распоряжении основателя ислама мусульманам даются указания ни больше ни меньше оберегать от нападок христиан. Издателям следовало бы предварить публикацию небольшим вступлением о сути предмета.

Статья Александра Рудакова посвящена календарю Константина Великого. Оказывается, большинство составляющих современного церковного юлианского календаря возникло в результате деятельности императора Константина по «управлению временем». А сам календарь напрямую связан с возникновением христианской государственности. Отсюда следует и смелое предложение автора переименовать церковный юлианский календарь в календарь Константина Великого, или Константинов календарь.

Не менее неожиданным выглядит исследование Александра Преображенского «Некоторые аспекты инициатической работы в православии». Автор предпринял попытку возвратить изначальный смысл ряду терминов, встречающихся в аскетических творениях святых отцов Восточной Церкви. Со временем в них из-за секуляризации языка начали вкладывать подчас прямо противоположный смысл.

Отдельно хотелось бы отметить статью доктора философии, профессора богословского факультета Marquette University (США) Андрея Орлова «Лицо как небесный двойник мистика в славянской лествице Иакова». Публикация посвящена исследованию «Лествицы Иакова», иудейского ветхозаветного апокрифа, сохранившегося только в славянском переводе.

Уже традиционным стало то, что «Волшебная гора» публикует труды французского востоковеда и философа Анри Корбена. В этом выпуске вниманию читателей представлена работа «Драматический элемент в гноcтических космогониях религий Книги». Текст состоит из трех глав, посвященных учению гностика Валентина, средневековому каббалисту Исааку Лурии и исмаилитскому гнозису.

Примечательна статья Алексея Комогорцева «Предания о «подземном народе» и культ «ящера-коркодела» на севере европейской части России и Приуралье». Автор анализирует следы некогда распространенного и практически не известного современному читателю культа подземно-подводного ящера и рассматривает его связь с народными представлениями о «подземном народе». Показано, как за фольклорными образами «подземного народа» (наиболее известного как чудь, сиртя) проступают черты реальных общностей, проживавших на пространстве от Европы до западносибирской тундры.

Попутно стоит сказать и об иллюстрациях сборника. Например, о прекрасной цветной вклейке на тему евангельского блудного сына. Поначалу кажется, что это неизвестная картина Блейка. Оказывается, нет: ее нарисовал современный художник Олег Королев. Впрочем, неожиданности в сборниках «Волшебной Горы» не редкость, на то она и волшебная!

Tags: Волшебная Гора
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Беспощадный русский хунт

    Поджог, уничтожение усадеб и даже убийство помещиков на Руси случались спорадически. Но целенаправленное их уничтожение началось после Октябрьской…

  • Убийство заводов России — правда и ложь

    Листовку с перечнем «убитых» в 21 веке отечественных заводов прислала свекровь, некогда на одном из них работавшая. Ей тоже кто-то прислал, а она…

  • Кто самый умный в топе?

    Сразу спойлер: в топе блогосферы самые умные — комментаторы. Умнее — лишь провокаторы, выкатывающие телеги с рвущими мозг мыслЯми и заголовками,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments