Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

В русской глубинке

Манино - деревня старух. Она находится в 200 милях к югу от Москвы в отдалённом и лесистом уголке Калужской области. Ничто из внешнего мира никогда не затрагивало Манино, за исключением Православия (приблизительно 988 г.) и Великой Отечественной Войны. Местные жители не забыли ничего из пережитого ими в период ВОВ. Манино находилось на линии фронта в течение почти трёх лет, и когда закончилась война,  в селе не осталось единственной церкви, ни одного здорового мужчины... Оставшиеся в живых женщины жили в крытых скотных дворах и восстановили сельские дома, доска за доской, собственными руками. Новую церковь им не позволили построить коммунистические власти, находившиеся в соседнем Кирове.
Сегодня здесь всё ещё нет  никакой церкви. Несколько мужчин бродят в иллюзии занятости  на краю совхоза,  женщины не стесняются определять их как бесполезных пьяниц. Летом широкая зелёная лужайка между зданиями становится площадкой для детей – или, скорее, внуков, отправленных сюда из города на один-два месяца пожить на парном молоке. Жизнь деревни, вся её мудрость, находится в морщинистых руках её злоязычных, остроглазых бабушек, оставшихся в живых, несмотря на постоянные трудности.
Это было моей привилегией -  сидеть рядом с некоторыми из этих старух и восхищаться их чувством юмора и философией. Будучи представленным иностранцу, они могли начать беседу с доброжелательной фразы о том, что “бесспорно, все мы служим одному Богу,” – и затем добавить хитро, что Бог придумал название России прежде, чем он помыслил о самом сотворении Америки. 

Моя грозная хозяйка, Екатерина Наумовна, не стеснялась упрекнуть меня в неуклюжести, когда я нёс ведро с водой; или дать мне хороший совет о браке: “Трудолюбивая девушка всегда лучше, чем красивая. Но, с другой стороны, если ты должен разделить с кем-то подушку, то имеешь право выбрать симпатичное лицо для этого. ”

Однажды меня постигла настоящая удача столкнуться с ведьмой. Как и множество других достопримечательностей деревни, наша старая карга сошла прямо от страниц детских сказок. Она была древней, трясущейся и кудахчущей, имела единственный зуб, и, как известно, была знахаркой. Мы сидели с ней на крыльце её дома, и я спросил, что она использует для своего врачебного искусства. “Я держу всё моё волшебство в особом месте, ” -  ответила она. После длинного предуведомления особое место оказалось полиэтиленовым пакетом под моими ногами. В нём находились старые лапти распятие, старое золотое кольцо и свеча, обернутые в плотные тряпки. Я напрасно искал лягушачью лапку...

Из записок этнографа Уильяма Грина.
 
Tags: Нация, Образ жизни, Общество
Subscribe

  • Владимир Мартынов о музыке

    То, что в архаических культурах использовалось для познания истины, достижения религиозного экстаза и слияния с Абсолютом в массовой культуре, стало…

  • Из глубины пермяцких дум

    Интервью с Алексеем Ивановым …Мы едем. Вдоль замерзшей Сылвы тянется Транссибирская магистраль; железная дорога и река, победитель и побежденный,…

  • Анкета для футболиста

    Вагнер Лав и Карвалью --- - Что вы особенно цените в женщине? Вагнер Лав: - По моему твердому убеждению, женщина должна быть интеллигентной,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments