Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

Мраморные обломки чуда

Витрувий рассказывает историю – как Ион при основании тринадцати колоний в Икарии увидел, что память начинает подводить переселенцев, теряет чёткость. Строители, которым была поручена задача возведения новых храмов, поняли, что забыли размеры старых, которые хотели повторить. Когда они обсуждали, каким образом сделать колонны изящными и одновременно надёжными, им пришло в голову измерить человеческую стопу и сопоставить её с ростом. Обнаружив, что в среднем стопа составляет одну шестую часть от роста человека, они возвели колонны в соответствии с этой пропорцией, сделав диаметр основания в одну шестую общей высоты, включая капители. Так в храмовом строительстве дорическая колонна начала олицетворять и повторять пропорции и концентрированную красоту мужского тела.

А что же женщина? Одно нельзя представить без другого.

Витрувий рассказывает, что, столкнувшись с трудностями при возведении храма Дианы, они решили прибегнуть к иным пропорциям, которые символизировали бы большее изящество женской фигуры. В этом случае диаметр составил одну восьмую высоты. То есть основание колонны представляло изящную женскую стопу. На капители они изобразили змей, свисающих справа и слева, как завитые локоны; спереди - завитые чёлки и гроздья фруктов, как бы украшающие причёску, а ниже, вдоль всей колонны, неглубокие желобки, обозначающие складки женской одежды. Таким образом, один из двух стилей колонн символизирует обнажённую мужскую фигуру, а другой - полностью одетую женскую. Конечно, эти пропорции не остались неизменными, ибо те, кто пришёл позже и обладал утончённым разборчивым вкусом, предпочитали менее массивные колонны (или более высоких женщин?) и потому установили отношение дорической колонны к среднему диаметру как семь, а ионийской - как девять к одному.

Как отказаться от подражания реальности - вот в чём проблема. Как вернуть человеческой геометрии свойство чуда. Такое ощущение, что мрамор упрекает нас не за более развитую науку и более надёжную технику, но за духовное оскудение. В этом главное. Не инструменты наши подводят нас, но бедное воображение. И, всё же, до какой степени строители осознавали, что делают? Может быть, подобно нам, они чувствовали фатальную трещину, видели гибельную струю, просачивавшуюся в фундамент, пока они строили? Ответа мы никогда не получим - слишком поздно. Но мы, как и они, возможно, были посланы сюда попробовать продлить бесконечность. Иначе для чего нам изучать все эти мраморные обломки? Наша наука - бесплодная повитуха, так можем ли мы заставить её рожать?

 

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Красота как фейк

    Друг привёз в гости новую жену. Знакомиться. Ошарашил накануне: "Я развёлся". После 29-ти лет совместной жизни. На вопрос почему, отвечал…

  • Русский царь 2024

    Православные давно не были посмешищем, поэтому телеканал Царьград распространил пророчество Марии Шукшиной о пришествии православного царя в 2024…

  • Свобода безлошадных

    У zejmianskij в одном из постов приводится народная глупость мудрость о том, что каждый пассажир автобуса старше тридцати -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Красота как фейк

    Друг привёз в гости новую жену. Знакомиться. Ошарашил накануне: "Я развёлся". После 29-ти лет совместной жизни. На вопрос почему, отвечал…

  • Русский царь 2024

    Православные давно не были посмешищем, поэтому телеканал Царьград распространил пророчество Марии Шукшиной о пришествии православного царя в 2024…

  • Свобода безлошадных

    У zejmianskij в одном из постов приводится народная глупость мудрость о том, что каждый пассажир автобуса старше тридцати -…