Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

Юрий Соловьёв о Клюеве-мистике

Юрий Соловьёв - литературовед и историк. Закончил Литературный институт в Москве. Кандидат наук, преподаватель МПСИ. Один из авторов "Волшебной Горы".

---

Знакомство Клюева с западноевропейской оккультной литературой подтверждает, со слов философа С.А.Аскольдова, Эммануил Райс: “Клюев читал в подлиннике и хорошо знал Якова Бёме, а также других западных мистиков и иранских суфиев”. В другом месте Э.Райс говорит о знакомстве Клюева с работами Рудольфа Штейнера. С системой Таро в Петербурге первых двух десятилетий ХХ в. познакомиться было несложно: существовали как минимум две русские книги об этом – “Богемское Таро” Папюса, в переводе А.В.Трояновского (Спб, 1911) и “Символы Таро” П.Д.Успенского (Спб, 1912). Та же система изучалась в 1919 г. в оккультном кружке Г.О.Мебеса и М.А.Нестеровой, а также раскрывалась в “Энциклопедии оккультизма” первого (Спб, 1912). “Новокрестьянские поэты” испытывали интерес к кружкам такого рода...

Эммануил Райс писал: “Клюев принадлежит к редчайшему в мировой литературе разряду подлинных мистиков, сумевших воплотить свой сверхчувственный опыт в людской речи, самою природою предназначенной для иных целей, как Ангелус Силезиус, св. Хуан де ла Крус и лучшие из английских метафизиков XVII века: Джордж Герберт и Джон Воун.
Если не считать намного слабейшего Фёдора Глинку, в России Клюев – единственный. А за ХХ век не знаю ему равного и во всём остальном мире. Хотя многие из крупнейших поэтов нашего столетия были последователями Рудольфа Штейнера, знакомого также и Клюеву (Христиан Моргенштерн, Андрей Белый, Эдит Седергран, Лучиан Блага, Геррит Ахтерберг), он их всех превосходит подлинностью и интенсивностью своего, отнюдь не книжного, духовного опыта...”

То, что опыт имел в большой мере всё-таки книжное происхождение, мы, как кажется, показали. Это, правда, совсем не говорит о полной стилизованности клюевских духовных приключений – просто индивидуализирует их, поскольку это всё-таки переживания поэта, а не члена хлыстовской общины. И то, что Райс отнёс творчество Клюева целиком (поскольку и масон Ф.Глинка – прежде всего европеец по взглядам и духовному опыту) к западной традиции, не исключая духовного индивидуализма этой традиции, весьма показательно.

(Полный текст: Альманах «Контекст - 9». Вып. 6. М., 2000)
Tags: Литературоведение, Персоны, Поэты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments