Мария Мамыко (mariya_mamyko) wrote,
Мария Мамыко
mariya_mamyko

Category:

Традиция и постмодерн В. Малявина и Ш. Шукурова

31 июля 2005 года состоялся семинар журнала "Волшебная Гора" под названием "Традиция и постмодерн". Свои взгляды изложили китаевед Владимир Малявин и доктор искусствоведения Шариф Шукуров (автор книг "Искусство и тайна", "Образ Храма"). Ниже приводится отрывок состоявшейся беседы.

В. Малявин:


Начнём с того, что «постмодерн» – неудачный термин, он не самодостаточен и со временем будет изжит, перейдя в нечто новое. Для меня постмодерн занимает промежуточное положение между личностным и цивилизационным уровнями, и рассматриваться он может лишь в контексте этих двух уровней. Печально то, что у нас постмодерн изображается карикатурно. Однако это понятно, поскольку мы не в состоянии его понять или принять. Это не плохо и не хорошо, это факт. Лаконично я бы назвал постмодерн бесстильным стилем эпохи. Здесь есть свои таланты и гении. К первым (у нас) относится Пелевин, ко вторым – Сорокин. Но ни тот, ни другой, разумеется, ничего не значат как явление.

Серьёзно принимать постмодерн так же нелепо, как отрицать его. Однако французы и англичане, например, на дух не переносят постмодерн. Так, в Оксфорде философия Дерриды ему в лицо была названа «идиотской игрой слов». В чём же причина такого неприятия? В том, что в силу каких-то обстоятельств постмодерну искусственно прививается некий нигилизм, точнее, он ему приписывается. Даже американские постмодернисты недоумевают, почему французские интеллектуалы пытаются насытить постмодерн нигилизмом. Я сам пользуюсь многими положениями этого течения, хотя постмодернистом не являюсь.

Но какова природа постмодерна? Известно, что он выражает диалектическое отрицание модерна и отказывается от идеи самотождественного субъекта. Постмодерн никогда не имеет дело с сущностями или субстанциями. Он – это антология множественности. Классический модерн плох тем, что он в своей высшей точке утверждает тотальность, которая полностью отрицает индивидуальную самобытность. Но ведь и сам модерн не един, поскольку сама идея личности была расколота. Я полагаю, есть два типа модерна:
1. Коллективистский (гитлеризм, сталинизм) – модерн восточного типа.
2. Псевдолиберальный – модерн западного типа, основной чертой которого является виртуальность.
В этом плане любопытна критика модерна, вскрывающая его внутреннюю противоречивость. Так, American dream важно переводить именно как «американский сон, иллюзия».

Как же всё это соотносится с Традицией?
Сущностью культуры является отношение, а не предмет, данность. Тот, кто хочет понять культуру, должен изучать её в контексте отношений личности и социума, личности и личности и т.д. В постмодерне именно идея разрыва этих отношений позволяет осмыслить культуру.
Мы привыкли к тому, что если нечто существует, то оно есть. Но на самом деле есть то, что существует в языке.
Существует постмодернистское богословие, которое отказывается от идеи Бога как сущей реальности: Бог не есть, его главное качество – давать, а не быть. Давание – есть та точка, из которой выстраивается традиционная картина мира. И в этом контексте становится понятной и богооставленность.

Шариф Шукуров:


Начнём с того, что философия постмодерна родилась не на пустом месте. Французский философ Мухаммад Акун как-то заявил: «Нам нужен не джихад, нам нужен иджтихад». Иджтихад – это институт выпрямления времени, и ислам жил, пока в XI веке двери иджтихада не закрылись. С тех пор вероисповедное начало ислама стагнировалось. Такая постановка вопроса, поднятие данной проблемы были возможны только в постмодернистской среде. Не зря Делёз говорил: не бойтесь возвращаться к  старым проблемам и книгам.
Я хочу сказать, что философия конца XX века не ограничивается собственно философией – она переходит в жизнь. Вспомним фразу Бланшо: «За разговорами о духе мы забыли о душе». Мы забыли о сущем, о том, как оно устроено. Мы забыли о тех измерениях, которыми занимается не онтология, а онтика. Философия конца XX века предлагает рассмотреть сами вещи. Так, Кандинский во время биоморфного периода своего творчества занялся проблемой «взгляда внутрь» - «предчувствия имманентности». Быть внутри цвета, внутри вещи – об этом говорит философия конца XX века.
--

Вопросы


вопрос к Шарифу Шукурову

Каким образом постмодерн может вывести вероисповедное начало ислама из состояния стагнации?

В своё время интеллектуальное знание перешло к шейхам. И однажды, ближе к нашему времени, был задан вопрос: чем суфизм отличается от философии Хайдеггера? Ответ звучал так: суфизм направлен на полное растворение  в Небе, Боге, а Хайдеггер и все постмодернисты – безбожники. Хайдеггер, услышав это, дал и свой ответ: просто нужно внимательно читать. И здесь важно понять, что постмодернистская философия не апофатична. Если понимать её буквально, ничего не получится.

Вопрос к Владимиру Малявину

Философия постмодерна может повлиять на происходящее в мире?

Постмодернистская индустрия – фабрика обесценивания жизни. В пределе саморассеивания мы обретаем ценность. Смысл философии постмодерна состоит в том, чтобы не скрывать противоречие, «влиять» на него, но его принять.

 

Subscribe

  • День рождения Чаплина

    Тарковского не все понимают, а Чаплина все, даже дети. Хотя и тот, и другой страшно талантливы и создали высококлассный продукт. Так что приобщиться…

  • Тест на необрезанность

    Понятие "субботник" - не исклюительно советское. На Западе, конечно, в субботу и воскресенье никому в голову не приходило вместо похода в церковь или…

  • Магия звукоизвлечения

    Только послушайте эти волновые колебания, испускаемые голосовыми складками и усиливаемые резонаторами. Ну, что вытворяет трио ротоглотка/придаточные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments